TPL_BEEZ5_LOGO
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Концепция развития музея

Концепция развития музея


Сегодняшнее состояние молодой России обращает нас к забытым аксиомам отечественной традиции, когда «образование без воспитания есть дело опасное». «Образованность без веры, совести, чести создает не национальную культуру, а разврат цивилизации». Эти слова русского философа И.А.Ильина  звучат в наши дни откровением, настолько они актуальны.

Патриотизм – самое глубинное осознание своей родственности с Отчизной – это дело совести каждого и обусловлен внутренним зовом души. Без  формирования и развития патриотических чувств говорить о воспитании гармоничной личности нельзя. Основным способом формирования и развития патриотизма является поисковая и музейная деятельность. Это особенно важно, так как в последние годы значительно упал уровень духовной культуры подрастающего поколения.

Огромный потенциал в формировании у подрастающего поколения патриотических ценностей имеет деятельность  музея. В МБОУ Школа № 40 г.о.Самара с 1975 работает, а  в 2010 году паспортизирован музей боевой и трудовой славы жителей поселка им.А.Д.Кузнецова (в апреле  2015 и сентябре 2020-музей прошел подтверждение паспортизации).

Цели  и задачи создания музея:

1.  Создание условий для сохранения связи времен, преемственности поколений.

2.  Способствование формированию активной жизненной позиции  школьников

3.  Развитие коммуникативных навыков учащихся.

4.  Подбор экспонатов  для использования на уроках и внеклассных мероприятиях.

Можно обозначить следующие основные направления деятельности музея: информирование, обучение, развитие творческих способностей, общение, отдых.

Совокупность различных идей использования фондов школьного музея, объединенных общей темой и подчиненных единой педагогической цели, и  становится осно­вой музейно-педагогической программы.

Рассмотрим более подробно суть каждого из направлений.

1. Информирование - это первая ступень освоения музейной информа­ции, т.е. первичное получение сведений о музее. Оно осуществляется с помощью лекций и консультаций.

2. Обучение - вторая ступень освоения музейной информации, включающая в себя передачу и усвоение знаний, а также приобретение умений и навыков в процессе музейной коммуникации.Обучение в музее предполагает получение дополнительных либо альтер­нативных знаний, которые невозможно или не в полной мере можно полу­чить в других образовательных учреждениях. Этому способствует и вне­дрение музейно-педагогических программ, основанных на знакомстве иизучении предметов-подлинников. Отличительные черты обучения в музее - не формальность и добровольность. Обучение может осуществляться в форме экскурсий, музейных уроков, занятий в кружке. Музейный урок (занятие, экскурсия) преимущественно используется как форма работы музея с учащимися.  Кружок при музее - объединение людей по интересам с целью углубления, расширения и приобретения знаний, связанных с профилем музея.

3. Развитие творческих начал - третья, высшая ступень постижения музейной информации. Развитие творчества

предполагает использование потенциала музея, сосредоточенного в памятниках материальной и духовной культуры, для выявления наклонностей и раскрытия творческих способно­стей личности.

4. Межличностное общение - установление взаимных, деловых или дружеских контактов на основе общих интересов, связанных с тематикой музея, содержанием его коллекций. Музей предоставляет широкие возможности как для общения с музейной информацией, так и для содержательного, интересного и  неформального межличностного общения.

5. Отдых - организация свободного времени в соответствии с желаниями и ожиданиями музейной аудитории, отдых в музейной среде. Большая часть этих форм досуга рассчитана на разновозрастную аудиторию (экспедиция, день открытых дверей, музейный праздник и т.д.).

Экспозиция музея представлена разделами о боевых и трудовых подвигах жителей поселка, истории возникновения  и развития микрорайона. Большой раздел музея содержит информацию о маршале Советского Союза А.М.Василевском. Здесь фотографии, газетные и журнальные вырезки, сувениры, альбомы, книги, переписка с родными, историографами.

Цель деятельности:

воспитание патриотизма, гражданственности, бережного отношения к истории своей страны и к истории создания и развития поселка им.А.Кузнецова (одного из микрорайонов г.Самара)

Задачи:

  • формировать общечеловеческие, нравственные качества, правила общения между людьми;
  • воспитывать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные   истоки и способную ориентироваться в современном мире;
  • способствовать овладению учащимися практическими навыками поисковой и исследовательской работы;
  • пропагандировать подвиги воинов отечественной армии в различные периоды истории;
  • проводить активную экскурсионно-массовую работу, поддерживать тесную связь с фондами ветеранов;
  • способствовать привитию у школьников чувства гордости, уважения, почитания символов России, святынь русской истории, позитивного отношения к Вооруженным Силам Отечества.

Перспективы развития:

1.     Максимально использовать возможности музея в воспитательном пространстве.

2.     Активизировать деятельность детского самоуправления в Совете Музея, создавать условия для лидерского потенциала личности, навыков коллективной деятельности.

3.     Продолжить работу над совершенствованием системы патриотического воспитания в школе.

4.     Заполнить свободное время подростка интересными, социально значимыми делами.

5.     Оказывать повседневную помощь каждому ребенку в его саморазвитии, раскрытии способностей.