Концепция развития музея
Концепция развития музея
Сегодняшнее состояние молодой России обращает нас к забытым аксиомам отечественной традиции, когда «образование без воспитания есть дело опасное». «Образованность без веры, совести, чести создает не национальную культуру, а разврат цивилизации». Эти слова русского философа И.А.Ильина звучат в наши дни откровением, настолько они актуальны.
Патриотизм – самое глубинное осознание своей родственности с Отчизной – это дело совести каждого и обусловлен внутренним зовом души. Без формирования и развития патриотических чувств говорить о воспитании гармоничной личности нельзя. Основным способом формирования и развития патриотизма является поисковая и музейная деятельность. Это особенно важно, так как в последние годы значительно упал уровень духовной культуры подрастающего поколения.
Огромный потенциал в формировании у подрастающего поколения патриотических ценностей имеет деятельность музея. В МБОУ Школа № 40 г.о.Самара с 1975 работает, а в 2010 году паспортизирован музей боевой и трудовой славы жителей поселка им.А.Д.Кузнецова (в апреле 2015 и сентябре 2020-музей прошел подтверждение паспортизации).
Цели и задачи создания музея:
1. Создание условий для сохранения связи времен, преемственности поколений.
2. Способствование формированию активной жизненной позиции школьников
3. Развитие коммуникативных навыков учащихся.
4. Подбор экспонатов для использования на уроках и внеклассных мероприятиях.
Можно обозначить следующие основные направления деятельности музея: информирование, обучение, развитие творческих способностей, общение, отдых.
Совокупность различных идей использования фондов школьного музея, объединенных общей темой и подчиненных единой педагогической цели, и становится основой музейно-педагогической программы.
Рассмотрим более подробно суть каждого из направлений.
1. Информирование - это первая ступень освоения музейной информации, т.е. первичное получение сведений о музее. Оно осуществляется с помощью лекций и консультаций.
2. Обучение - вторая ступень освоения музейной информации, включающая в себя передачу и усвоение знаний, а также приобретение умений и навыков в процессе музейной коммуникации.Обучение в музее предполагает получение дополнительных либо альтернативных знаний, которые невозможно или не в полной мере можно получить в других образовательных учреждениях. Этому способствует и внедрение музейно-педагогических программ, основанных на знакомстве иизучении предметов-подлинников. Отличительные черты обучения в музее - не формальность и добровольность. Обучение может осуществляться в форме экскурсий, музейных уроков, занятий в кружке. Музейный урок (занятие, экскурсия) преимущественно используется как форма работы музея с учащимися. Кружок при музее - объединение людей по интересам с целью углубления, расширения и приобретения знаний, связанных с профилем музея.
3. Развитие творческих начал - третья, высшая ступень постижения музейной информации. Развитие творчества
предполагает использование потенциала музея, сосредоточенного в памятниках материальной и духовной культуры, для выявления наклонностей и раскрытия творческих способностей личности.
4. Межличностное общение - установление взаимных, деловых или дружеских контактов на основе общих интересов, связанных с тематикой музея, содержанием его коллекций. Музей предоставляет широкие возможности как для общения с музейной информацией, так и для содержательного, интересного и неформального межличностного общения.
5. Отдых - организация свободного времени в соответствии с желаниями и ожиданиями музейной аудитории, отдых в музейной среде. Большая часть этих форм досуга рассчитана на разновозрастную аудиторию (экспедиция, день открытых дверей, музейный праздник и т.д.).
Экспозиция музея представлена разделами о боевых и трудовых подвигах жителей поселка, истории возникновения и развития микрорайона. Большой раздел музея содержит информацию о маршале Советского Союза А.М.Василевском. Здесь фотографии, газетные и журнальные вырезки, сувениры, альбомы, книги, переписка с родными, историографами.
Цель деятельности:
воспитание патриотизма, гражданственности, бережного отношения к истории своей страны и к истории создания и развития поселка им.А.Кузнецова (одного из микрорайонов г.Самара)
Задачи:
- формировать общечеловеческие, нравственные качества, правила общения между людьми;
- воспитывать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки и способную ориентироваться в современном мире;
- способствовать овладению учащимися практическими навыками поисковой и исследовательской работы;
- пропагандировать подвиги воинов отечественной армии в различные периоды истории;
- проводить активную экскурсионно-массовую работу, поддерживать тесную связь с фондами ветеранов;
- способствовать привитию у школьников чувства гордости, уважения, почитания символов России, святынь русской истории, позитивного отношения к Вооруженным Силам Отечества.
Перспективы развития:
1. Максимально использовать возможности музея в воспитательном пространстве.
2. Активизировать деятельность детского самоуправления в Совете Музея, создавать условия для лидерского потенциала личности, навыков коллективной деятельности.
3. Продолжить работу над совершенствованием системы патриотического воспитания в школе.
4. Заполнить свободное время подростка интересными, социально значимыми делами.
5. Оказывать повседневную помощь каждому ребенку в его саморазвитии, раскрытии способностей.